Делать ли скидки старым заказчикам за приведённых клиентов?Недавно мы спрашивали вас о том, готовы ли вы сделать скидку за новых приведенных клиентов. 80% человек из 239 проголосовавших в опросе честно признались, что готовы скинуть рублей пятьсот, если некто приведёт им заказчика. А теперь — предметные мысли по этому поводу)Скидки — хороший инструмент привлечения новой аудитории и формирования лояльности, но пользоваться им следует аккуратно и вдумчиво, чтобы ценность ваших услуг в глазах потребителя оставалась по-прежнему высокой.Когда можно вернуть часть денег?• Например, вы новичок и пока не умеете сами искать клиентов: настраивать таргет, вести группу, пиариться в профильных чатах. В этом случае имеет смысл платить ≈10% от заказа или какую-то твёрдую сумму (100–200...500₽) человеку, который порекомендует вас своим знакомым или коллегам.Поиск заказчиков — болезненная тема для молодых специалистов, поэтому делегирование в этом вопросе по началу поможет обрести уверенность в себе.• Есть смысл сделать скидку лишь один раз в благодарность за рекомендацию. Скидывая % с каждого заказа, велик риск обнаружить слишком маленький выхлоп от проектов. Особенно в начале, пока вы не можете устанавливать большую стоимость своих работ.Маленькая хитрость: эти 10% можно изначально заложить в стоимость заказа, чтобы из-за постоянных дисконтов/акций/бонусов за опт не убить в себе желание работать дизайнером.Когда не стоит делать скидки?• Вы понимаете, что ваш уровень владения дизайном настолько высок, что вы едва успеваете погладить кота между заказами и купаетесь в потоке постоянных клиентов независимо от кризисов/времени года/ретроградного Меркурия. Смысл скидки теряется, потому что всё равно закажут: вас знают, вас любят, к вам идут, ваше мнение авторитетно. В такой ситуации особо лояльным заказчикам, которые рекомендуют вас всем и вся, лучше сделать подарок: оформить в дополнение к группе, скажем, рекламный баннер.• Вы новичок и по неопытности случайно/сознательно назвали потенциальному клиенту низкую цену за работу, не подумав, что в ценообразование нужно включать не только ваше личное время, но и расходы на интернет, электричество, минимальный набор еды (читай «дизайнерского топлива») и т.д. Если уж так произошло, а у вас просят скидку, вежливо, но твёрдо объясните, что вы предлагаете самые низкие цены на рынке, поэтому скинуть даже 10% никак не получится.Вообще, важно учиться доносить ценность своего труда клиентам, тогда скидки могут полностью исчезнуть из вашего арсенала переговоров с заказчиком. Но бывают ситуации, когда использовать этот инструмент можно и нужно, осознавая последствия и результаты. Согласны?