Что делать, если заказчик перестал отвечать после того, как вы взяли заказ?
• Во-первых, успокойтесь и выдохните. Все мы люди, поэтому могло случиться что угодно: заболел, разводится, проблемы с контрагентами, просто забыл про вас. Может быть сотня причин, почему клиент вдруг пропал с радаров.
• Во-вторых, начинайте напоминать о себе. Лучше сделать это несколько раз с разным интервалом. Например, в первый день написать с утра и вечером, во второй — в обед, потом напомнить о себе на третий день и т.д. Сроки, естественно, примерные. Вы сами решаете, сколько раз написать. Если не случилось чего-то экстраординарного (из пункта 1), то заказчику это надоест и он либо ответит, что не готов больше сотрудничать с вами, либо выйдет на связь и вы продолжите работу.
Когда пишете клиенту, спросите: «Не случилось ли чего? Может, возникли сложности? Чем вы можете помочь?» В общении лучше демонстрировать участие, заботу и вовлечение. Можно объяснить, что вы дёргаете человека не ради денег, а вам нужны материалы или дополнительная информация по проекту, иначе работа встанет и вы не сможете помочь бизнесу решить задачу. Чувствуете, куда мы клоним: говорите об интересах вашего контрагента, а не своих страхах, тогда вероятность того, что он снова выйдет на связь, выше.
Кстати, есть ещё архиважный технический момент. Когда напоминаете о себе владельцу бизнеса, пишите ответом на сообщение (выделить сообщение и нажать «ответить»), а не просто сообщением в диалоге. В таком случае ваш месседж для пользователя выделится среди огромного количества рассылок, и он о вас вспомнит.
• В-третьих, если клиент молчит долго (скажем, неделю), объясните, что работу приостанавливаете до предоставления материалов или информации, а предоплату забираете себе. Вы же не забыли взять предоплату?
Кстати, очень важно в рабочем общении проявлять минимум эмоций. Многие фрилансеры забываются и переходят на личности, но это не помогает при решении рабочих задач. Поэтому не грозите внести заказчика в чёрный список или оставить плохой отзыв и уж тем более не используйте обсценную лексику). Если человек серьёзно заболел или у него случилась настоящая беда, вам потом будет неудобно продолжать сотрудничество.
Допустим, вы предупредили клиента несколько раз, говорили вежливо, но все попытки связаться с ним не привели к успеху, тогда выбора нет: забирайте предоплату и ищите нового заказчика.