Словарь дизайнера.

Новичкам в дизайне при первом посещении группы бывает сложно понять, что обозначают те или иные термины. Чтобы было легче, мы решили самые важные и нужные понятия перечислить. Сохраняйте, если не знали.

Часть 1.

• Референсы — примеры дизайна, которые служат образцом при создании своего проекта. Прямые референсы — для прямого копирования (повторить точь-в-точь), и облако референсов (3-4 референса) — для заимствования части элементов или вдохновения.

Референсы служат вдохновением для создания чего-то нового и уникального.

• Паттерн – это система предсказуемо повторяющихся элементов, которые создают единую структуру. В графическом дизайне паттерн – это узор, содержащий в себе повторяющиеся фигуры, и это повторение следует определенным правилам.

Бесшовные паттерны – те, у которых нет границ и узор начинается снова в той же точке, в которой заканчивается. Это дает возможность помещать его на любой носитель и масштабировать как угодно – от нанесения на всю длину полотна, например, уличный баннер 3×4 метра, до размещения на маленьком стикере.

• Лицензия — право на использование авторского контента (изображений, шрифтов и т.п.). Бывает свободной (бесплатное использование без ограничений) и платной (ограниченной частично или полностью). Изучению лицензий нужно уделить особое внимание.

• Мокап — инструмент, который позволяет презентовать идею. Это макет какого-то реального объекта, на который дизайнер может наложить свою работу. В качестве мокапов может выступать практически что угодно: футболка, упаковка, визитка, билборд, страница сайта, ноутбук.

• Растр — формат изображения, в котором картинка складывается из пикселей (растров). Если начать увеличивать такое изображение, то вы увидите мозаику пикселей. Чаще всего это фотографии и некоторые иллюстрации. С растровыми изображениями работают в Photoshop.

• Вектор. Векторные изображения описаны математическими формулами, состоят из кривых и опорных точек. Это означает, что изображение может масштабироваться без потери качества. Векторная графика обычно используется в полиграфии и иллюстрации.

• Вёрстка (в графическом дизайне) — расположение элементов (графических доминант, текстов, значков и т.д.) на макете.

• Вёрстка (в веб-дизайне) — создание структуры гипертекстового документа на основе HTML-разметки или написание кода, если по-простому.

• Исходник — файл для редактирования, в котором сохранены все наработки.

Словарь дизайнера. Часть 2.

• Типографика — визуальное оформление текста, набор правил, определяющих использование шрифтов и оформительских средств.

• Леттеринг — нарисованная вручную, а не на основе сконструированного шрифта надпись. Шрифтовая композиция.

• Интерлиньяж — межстрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк.

• Кернинг — изменение интервала между буквами (обычно внутри буквенных пар), с целью достижения равномерности и визуальной гармонии в наборной строке.

• Покернить — найти оптимальное расстояние между буквами.

• Тре́кинг — равномерное изменение расстояния между буквами (межбуквенных пробелов). В отличие от кернинга, регулирующего расстояние между знаками в определенных парах («AV», «TA» и прочие), трекинг применяется к группе символов (слово, строка, абзац и так далее).

• Антиква — шрифт с засечками.

• Гротеск — шрифт без засечек.

• Акцидентный шрифт — необычный, декоративный шрифт, предназначенный для акциденции.

• Курсив — печатный шрифт с наклоном основных штрихов приблизительно на 15° и скругленными формами штрихов и их соединений, несколько напоминающий рукописный. Чаще всего используется как вид выделительного начертания в шрифтовом наборе текста.

• Моноширинный шрифт – шрифт, где буквы и остальные знаки одинаковы по ширине.
Например, буква «ж» и буква «н» будут равны по ширине, как и цифра «9». Моноширинные шрифты прекрасно показывают себя в таблицах, где важно, чтобы в столбцах цифры находились одна под другой, что облегчает взаимодействие с ними.

• Иерархия в типографике – это система организации, которая устанавливает порядок важности между элементами, упрощает навигацию в контенте. Это помогает направлять взгляд читателя нужным дизайнеру образом.

• Lorem Ipsum — текстовый «наполнитель». Представляет собой бессмысленный текст, которым удобно обозначать строки и абзацы текста, когда конкретный текст для вашего дизайна ещё не готов.

• Вёрстка (в типографике) — расположение текстов в макете.

Словарь дизайнера. Часть 3.

• Цвет — это особенность восприятия глазом разных волн света

• Тон – это основная характеристика, по которой называют цвета

• Насыщенность – это степень выраженности определенного тона

• Яркость – зависит от количества света, излучаемого цветом. Чем больше в цвете света, тем он ярче.

• Хроматичность — это свойство цвета, которое говорит о его чистоте и отсутствии в цвете примесей белого, серого или черного. По сути, все цвета являются хроматическими, так как в той или иной степени в них присутствует определенный оттенок. Ахроматические цвета — это белый, чёрный и вся серая шкала.

• Цветовые модели — это математическое описание цветов

• RGB – цветовая модель, в которой основными являются красный, зеленый и синий цвета. Они смешиваются разными способами для воспроизведения широкого спектра цветов. RGB-модель используется для изображения на экране компьютеров.

• CMYK – цветовая модель, которая используется для печати. Основными являются Cyan (сине-зелёный), Magenta (пурпурный), Yellow (жёлтый) и Key («ключевой» цвет — чёрный).Диапазон цветов на печати гораздо более узкий, чем на современных мониторах компьютеров. Модель СMYK позволяет увидеть на электронных устройствах, как изменятся цвета на бумаге.

• Пантон — международная система идентификации цвета. Каждый оттенок имеет свой номер, что упрощает процесс поиска и воспроизводства необходимого цвета.

• Чистые цвета — это цвета без примесей. Это все основные цвета и их оттенки на цветовом круге.

• Грязные цвета — это все смешанные цвета, например, коричневые и земляные оттенки цветов.

• Монохром — одноцветный дизайн или дизайн, в котором используются оттенки только одного цвета.

Словарь дизайнера, часть 4.

• Бренд-бук — список инструкций и рекомендаций по позиционированию компании в онлайн и офлайн среде. Бренд-бук постулирует отдельные слагаемые имиджа компании с целью формирования её устойчивой положительной репутации среди целевых клиентов и добиваться их лояльности.

• Айдентика (англ. corporate identity) — проектная деятельность в графическом дизайне по созданию «фирменного» или «корпоративного стиля», фирменный стиль → визуальная оболочка бренда, призванная повышать узнаваемость бренда, доносить до потребителя его ценности. Фирстиль может включать в себя знак и логотип, дизайн деловых бумаг, дизайн офисной среды, формы сотрудников, транспортных средств, оформление торговых и выставочных пространств и т.п.

• Стайл-гайды – набор стандартов для дизайна всего, что связано с вашим брендом, не важно идет ли речь о лэндинге, или визитках, или просто напечатанных документах. Суть создания стайл-гайда – обеспечение полного единообразия везде, где появляется имя бренда.

• Гайдбук — свод правил работы с логотипом и айдентикой (как логобук, только + инструкции по использованию шрифтов, цветов, паттернов).

• Стилеобразующий элемент — любой элемент, который задаёт фирменный стиль. Это могут быть шрифты, цвета, паттерн, особенные фотографии (например, для Coca-Cola стилеобразующим элементом будет фотография улыбающихся людей, которые пьют колу).

Словарь дизайнера. Часть 5.

• Майндмэп (mind-map) — карта ассоциаций. А ещё диаграмма связей, интеллект-карта или карта мыслей. Дизайнеру очень пригодится при поиске свежих идей. Суть в движении от общего к частному. Попробуйте прямо сейчас здесь:https://www.mindmeister.com/ru

• Мудборд (moodboard) — файл, в котором собрано всё, что дизайнер должен иметь в виду при разработке дизайна. Такая папка обычно собирается вместе заказчиком и включает не только понравившиеся примеры дизайна или иллюстрации, но и стилевые фото, цвета и даже музыку.

• Итерация — круг правок. То есть самих правок может быть сколько угодно в круге, но они должны быть даны за один раз. Например, дизайнер в своём прайсе предлагает 2 итерации, значит, он заказчик может 2 раза попросить изменить макет, давай при этом не одну, а несколько правок за раз.

 Словарь дизайнера, часть 6.

• Баннер — рекламный или информационный носитель в Интернет в виде информационного блока (изображения) опредёленного размера.

• Постер — или более привычное «плакат» — крупноформатное изображение, сделанное в рекламных, агитационных, информационных или просветительских целях.

В теории графдизайна постер — это сведённое в четкую визуальную формулу рекламное сообщение, предназначенное для побуждения получателя сообщения на конкретные действия. С точки зрения особенностей плаката, как рекламоносителя, он может выступать в виде рекламной полосы в печатном издании, уличного лайтбокса, придорожного щита (билборда) или просто афиши.

С содержательной точки зрения плакат должен соединять в цельную композицию ряд элементов графического дизайна, находящихся в определённой взаимосвязи друг с другом, а именно: крупное, рисованное или фотографическое изображение, слоган, расшифровывающий рекламное сообщение и элементы фирменного стиля рекламодателя (знак и логотип).

 Элементы ВК

• Виджет — дополнение к интерфейсу сообщества или страницы, которое каким-либо образом предоставляет дополнительную информацию подписчикам.

• Обложка — прямоугольное изображение в верхней части страницы сообщества.

• Миниатюра (или аватарка, при наличии обложки) — элемент, маленький эллипс, расположенный рядом с названием.

• Меню — интерактивный элемент, который содержит кнопки, при клике по которым пользователь может перейти в нужный раздел сообщества, на ресурс внутри ВК (меню ВК) или за его пределами (вики-меню).

• ТГБ — Текстово-Графический Блок. Объявления ТГБ отображаются у пользователей слева под основным меню в виде коротких блоков с изображением и текстом. Транслируется исключительно на стационарных компьютерах, в мобильной версии не поддерживается.

• Сторис (Истории) — публикации небольших видео или фотографий, способ делиться с подписчиками фотографиями и короткими, исчезающими через 24 часа видеороликами ВКонтакте, не размещая их в своём профиле.

• Живая обложка — замена обычной обложке для мобильной версии, содержит до пяти фото или коротких видео, которые автоматически сменяют друг друга.

Словарь дизайнера для новичков. Часть 7.

• jpeg — один из популярных растровых графических форматов, применяемый для хранения фотографий и подобных им изображений. Это большинство изображений, с которыми дизайнеры работают в Photoshop

• gif — это анимированные изображения малого веса

• png — чаще всего этот формат используется для изображений без фона

• psd — формат документов, используемых редактором Adobe Photoshop, в нём сохраняются исходники, в которые можно вносить изменения

• psb — тот же psd, но для очень больших документов

• eps — это формат файлов, используемый в векторных изображениях в Adobe Illustrator

• tiff — это формат хранения растровых графических изображений с большой глубиной цвета. Он используется при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко поддерживается графическими приложениями

• zip — популярный формат архивации файлов и сжатия данных без потерь. Для просмотра файлов, нужно распаковать архив программой-архиватором. Без него — никак.

• rar — формат сжатых данных, для просмотра которых нужно распаковать архив программой-архиватором WinRAR

• cdr — файл проекта, созданный в программе CorelDRAW, который содержит векторное изображение или растровый рисунок

Словарь дизайнера для новичков. Часть 8.

• Гарнитура — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилевое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы.

• Комплектность — совокупность всех знаков, необходимых для набора текста (строчные, прописные, цифры, знаки препинания, символы и спецзнаки).

• Трекинг — это настройка расстояния между всеми символами (буквами, цифрами, знаками препинания) в границах одного слова.

• Кернинг — это избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.

• Насыщенность — это толщина линии по отношению к размеру буквы. Например, жирные начертания (Bold или Black) обладают большей насыщенностью, чем Regular.

• Интерлинья́ж — межстрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. Часто можно встретить термин «межстрочный интервал», что означает тоже самое.

• Контрастность шрифта — разница между основными и соединительными штрихами. Если одни штрихи значительно тоньше других, это шрифт с высокой контрастностью. Если все штрихи одинаковые — контрастность минимальна или отсутствует.

• Кегль — размер шрифта по вертикали, включающий верхнюю и нижнюю грань отпечатка буквы с учётом её верхнего и нижнего выносных элементов.
Error get alias